Мошенничество по телефону становится одним из наиболее распространенных способов получения несанкционированного доступа к банковской и иной информации граждан.
Телефонная связь, ее возможности и особенности зачастую используются злоумышленниками для незаконного обогащения. Телефонное мошенничество — это очень распространенный в настоящее время вид мошеннических действий, направленный на обогащение путем обмана телефонного собеседника без визуального контакта с ним. Как правило, мошенники представляются своим жертвам родственниками или обманным путем действуют от имени банка, правоохранительных органов и т.д.
Телефонное мошенничество в зависимости от размера похищенного и других обстоятельств деяния (например, имеются или отсутствуют признаки преступления) может повлечь административную или уголовную ответственность.
На основании ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Действия телефонных мошенников квалифицируются по ст. 159 УК РФ как мошенничество, то есть умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В соответствии со ст. 159 УК РФ мошенничество наказывается лишением свободы на срок до двух лет, если же мошенники действовали группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину — лишением свободы на срок до пяти лет.
Действия, которые необходимо предпринять, став жертвой телефонного мошенничества
Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества, ему необходимо обращаться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В заявлении следует максимально подробно рассказать о всех обстоятельствах события. Кроме этого, следует сообщить о факте телефонного мошенничества в абонентскую службу мобильного оператора, который обслуживает номер преступника. Если гражданин, к примеру, совершил перевод денежной суммы по мобильной сети, то принятие оператором экстренных мер может позволить заблокировать перевод и вернуть деньги.
Для того чтобы не стать такой жертвой, необходимо следовать определенным правилам. Например:
— если получен звонок с просьбой о срочной денежной помощи для известного гражданину лица (знакомого, родственника и т.п.), следует не принимать решение сразу, идя на поводу у позвонившего, а проверить полученную от него информацию, перезвонив вышеуказанным лицам, или связаться с ними иными способами;
— нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий;
— нельзя перезванивать на номер, если он незнаком, и т.п.
Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества или раскрыл умысел звонившего на стадии разговора, ему необходимо обращаться в ближайшее отделение полиции с заявлением о совершении в отношении мошеннических действий, в котором следует подробно рассказать о всех обстоятельствах произошедшего. В ответ на заявление сотрудники полиции обязаны выдать талон-уведомление, в котором будет указан номер заявления.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении сотрудниками полиции должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности.
Заявление о преступлении также можно подать по телефону 102, с помощью специальной платформы на официальном сайте МВД России.